Уважаемые учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов школ и лицеев Кировского района!

Приглашаем Вас принять участие в деловой игре "Выбор профессии".

Участники в игровой увлекательной форме выберут будущую профессию.

Ждем Вас каждую субботу в 17:00.

по адресу пр. Стачек, д. 72, ауд. 286.

Запись обязательна!

Телефоны: (812) 647 63 14, 985 64 44.


Это интересно

Когда пятнадцать лет назад мы сдавали десять экзаменов в одно лето — в обнимку с учебниками и едва не забыв о любви, нам такое и в голову не могло прийти: выпускной и вступительный в одном.

Попробуем разобраться в достоинствах новой системы перехода от школы к вузу, системы, которая именуется единый государственный экзамен. Цели и задачи его Министерство Образования обозначило как формирование единого государственного стандарта знаний, повышение объективности оценки знаний учащихся, создание равных условий поступления для всех абитуриентов, а также как борьбу с коррупцией в вузах.

К первоочередным преимуществам ЕГЭ относится большая объективность оценки знаний учащихся, к чему, как мы знаем, и стремились в первую очередь его создатели — научно-исследовательская лаборатория во главе с доктором психологических наук, профессором МГУ А.С. Шмелевым. Действительно, разноплановые тесты охватывают весь курс обучения, проверяя и фактическое знание материала, и навыки оперирования формулами и понятиями, и способность связно выражать свои мысли по заданной теме. Согласитесь, при такой системе сводится к минимуму тот самый элемент случайности, из-за которого знающий ученик мог получить плохую оценку, вытащив, как назло, билет по самой нелюбимой теме, и, напротив, ученик слабый мог получить оценку высокую, волею судеб получив легкий билет или воспользовавшись шпаргалкой.

Кроме того, при письменном экзамене снижается воздействие на оценку разного рода субъективных факторов: волнения отвечающего, настроения преподавателя, личного обаяния студента и его навыков эффективного общения. Безусловное достоинство ЕГЭ и в том, что к нему можно подготовиться заранее, подобно как к знаменитому английскому ТОEFL — варианты возможных вопросов выложены в интернете, и все желающие могут практиковаться в ответах. Тесты эти в экспериментальном порядке проходили проверку в различных регионах. В 2003 г. планировалось привлечь к работе с ЕГЭ учебные заведения в 48 регионах РФ, среди которых, впрочем, не было московского. Тем не менее, некоторые столичные цитадели науки все же дрогнули и в далеком 2003 решились принимать абитуриентов по результатам единого экзамена. Среди них такие корифеи отечественного образования как МГИМО, Финансовая Академия, Высшая Школа Экономики.

 

Многочисленные критики ЕГЭ обращали внимание на то, что эксперимент происходил не совсем обычно. Во-первых, московские школы и вузы, словно сговорившись, долгое время держались в стороне от него. Хотя, казалось бы, где, как не в столице, экспериментировать — и техническая база развита, и расстояния недолги, и обрабатывать данные легче. Однако целый ряд московских вузов во главе с дедушкой нашей науки МГУ выступали с серьезной критикой нововведения. И доводы приводились убедительные — единый экзамен не дает возможности оценить личность поступающего, его научный и творческий потенциал в будущей профессии, в то время как устная беседа с преподавателем хотя бы номинально такую возможность предоставляет. Чужой опыт также не производил впечатления на корифеев нашей науки, несмотря даже на то, что по аналогичным схемам работает система образования многих европейских стран (наш отечественный ЕГЭ был, в частности, разработан с опорой на британский вариант). Возможно, у нас есть причины не совсем доверять зарубежью.

Нам долгие годы говорили, что наше высшее образование — лучшее в мире. Потом оказалось, что так и есть — сами съездили туда и узнали. Мы, такая уж сложилась традиция, готовим творческих профессионалов широкого профиля. Образование за рубежом прагматично, дает выпускникам более узкую специализацию.

А ведь выпускников Бауманки или МГУ всегда ценили именно за широту мышления, за креативность и самостоятельность. О мелких организационных трудностях, связанных с введением ЕГЭ, едва ли есть смысл говорить. Они есть, но все же мне представляется, что чисто технически наладить процесс — это лишь дело времени. Однако, можно ли свести весь этот крайне значимый не только для абитуриента, но и для культуры страны в целом, переход от средней школы к высшей к единому для всех экзамену?

Единый государственный экзамен стал обязательным, и потому проблема подготовки к нему стоит весьма остро. Автор, Богачева Инна Геннадьевна, кандидат психологических наук,  не только анализирует психологическую специфику ЕГЭ,  те трудности, которые могут возникнуть у выпускников, но и предлагает конкретные способы психологической поддержки учащихся в ходе подготовки к экзамену. В статьях представлена программа работы как с учениками, так и с педагогами и родителями. Приведены сценарии занятий для выпускников, семинаров для учителей и родительских собраний.

Вот часто задаваемые вопросы, на которые проректор Балтийского Гуманитарного института отвечает.

1. Можно ли сказать, что на данный момент ЕГЭ — оптимальный способ объективной оценки знаний выпускников?

Это не совсем так, здесь есть еще целый ряд технических вопросов, нуждающихся в доработке.

2. Как вы полагаете, нуждается ли сложившаяся на данный момент система вступительных экзаменов в реформе, и если да, то в каком направлении?

В стране накопился очень большой опыт, сложились очень хорошие традиции, едва ли это все надо реформировать. Единственное, что я бы добавила — это из опыта нашего института — очень хороший результат дает психологическое тестирование на выявление профессионально важных качеств для будущего психолога. Вот это, по моему мнению, могли бы позаимствовать и другие вузы. К тестированию мы добавляем мотивирующее сочинение, в котором человек объясняет, почему он пришел в этот вуз, чему он хочет здесь научиться, чего он хочет добиться в этой области.

3. Можно ли сказать, что индивидуальный подход к абитуриенту, выявление личности — залог дальнейшего эффективного обучения?

Безусловно.

4. Как вы относитесь к идее соединить выпускные и вступительные экзамены в едином государственном экзамене?

Большая часть мира живет по такой схеме, в ней масса преимуществ. Прежде всего, ученик избавлен от стресса, не сдает два раза одни и те же экзамены, у него есть выбор направить свои оценки сразу в несколько вузов. Трудность в том, что у нас еще не сложилась культура оценки знаний без прямого общения. Кроме того, есть ряд вузов, куда идут талантливые люди, например, МГУ, творческие вузы, здесь единого экзамена вряд ли будет достаточно.

 

5. Если бы вашему вузу было предложено принимать абитуриентов не только в соответствии с результатами ЕГЭ, вы бы пошли на это?

Конечно. Не будем забывать, что единый экзамен показывает лишь уровень знаний, а есть еще уровень культуры. В оптимальном варианте это выглядело бы так: тестирование на соответствие выбранной профессии, помогающее выяснить, готов ли человек развиваться в этой области, а уже потом можно было бы смотреть результаты ЕГЭ.

В чем же причина столь различных подходов? Выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузы, безусловно, связаны неразрывно, но ставить между ними знак равенства было бы, пожалуй, неправомерно — они преследуют разные цели. Итоговая оценка знаний учащихся за курс общеобразовательной школы нуждается в большей объективности, тут действительно необходим единый стандарт.

Здесь субъективность может серьезно навредить делу, ведь цель экзамена — достоверно оценить знания и навыки. А у высшей школы на вступительных экзаменах задача кардинально иная. Оценка знаний и навыков поступающего, конечно, важна, но важнее другое — соответствует ли данная личность выбранной профессии? Каковы потенциальные возможности, научные и профессиональные перспективы абитуриента? Насколько хорошо он представляет себе выбранную профессию, сколь сильно его желание учиться именно здесь? При оценке итогов средней школы не ставится задача выявить самостоятельность мышления, креативность или способность находить нестандартные решения, между тем, для оценки профессиональных перспектив это крайне важно.

Можно сделать следующий вывод: представители общеобразовательных школ более озабочены техническими вопросами проведения ЕГЭ, в целом экзамен их устраивает. А вот представители вузов убеждены, что одного ЕГЭ недостаточно, и даже можно бы обойтись без него. Ярким примером такой позиции может быть вышедший в прошлом году сборник статей представителей культуры под редакцией ректора МГУ В. А. Садовничего «Образование, которое мы можем потерять». Авторы статей красноречиво аргументируют свою позицию.

1. Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ЕГЭ

 Введение и содержательный анализ понятия психологической готовности к ЕГЭ позволяет нам заявить, что психолог, работающий непосредственно с выпускниками, не может браться за задачу формирования этой готовности, поскольку подобные цели попросту недостижимы. Вопрос о том, как школа в целом формирует готовность ребенка к сдаче экзамена, представляет собой непростую научную и практическую проблему, так что мы, понимая всю ее важность, сконцентрируемся на работе с выпускниками. Определим основную цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ как «скорую помощь» на основе уже сформированных навыков и функций. Исходя из этого, сформулируем частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ:

1. ознакомление с процедурой ЕГЭ;

2. формирование адекватного мнения о ЕГЭ;

3. формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

В зависимости от специфики образовательного учреждения, контингента выпускников, состава психологической службы и ряда других параметров психолог ставит перед собой именно те задачи, которые актуальны в данной конкретной школе.

Для достижения поставленных целей возможны две стратегии деятельности психолога:

— ресурсно ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;

— технологически ориентированная стратегия. Ее цель — освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Опишем возможные методы психологической подготовки к ЕГЭ в зависимости от стоящей перед психологом цели.

2. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ

 Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является:

  • обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
  • привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
  • изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.

Задачи психологического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов.

Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:

  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
  • Консультирование (индивидуальное и групповое).
  • Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
  • Профилактика.
  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды).

Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически.

Хотелось бы подчеркнуть, что все  положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

3. Тренинг "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Основная цель данного курса — развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.

На наших занятиях Вы научитесь и узнаете как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным;
  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи ЕГЭ;
  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ;
  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ;
  • стать психологически более сильным.

 

Запись на курсы подготовки к сдаче ЕГЭ

по телефонам: (812) 647-63-14, 985-64-44 с 10 до 19 ч.

Контакты: пр. Стачек, д. 72, офис 363

www.bhi.spb.ru