Когда еще каких-то 15-20 лет назад выпускники старших классов школ были вынуждены сдавать чуть ли не по десятку сложнейших экзаменов в течение одного лета и даже не могли помыслить о возможности совмещения выпускных и вступительных испытаний.

И вот теперь с вводом единого государственного экзамена ситуация сменилась самым кардинальным образом. Давайте же попробуем разобраться во всех преимуществах новой системы окончания школы и поступления в ВУЗ. Его целью и задачей, по мнению Министерства Образования РФ, должно стать и успешно на наших глазах воплощается в жизнь увеличение объективности оценивания знаний выпускников и абитуриентов, формирование единого стандарта знаний на государственном уровне, создание равных возможностей для поступления в ВУЗы абитуриентам из разных слоев общества и разных субъектов РФ, а также действенные меры по борьбе с коррумпированностью приемных комиссий ВУЗов.

Говоря о первоочередном достоинстве ЕГЭ – то есть, об объективности оценки знаний выпускников школ, следует отметить, что именно эту цель ставили перед собой в первую очередь его создатели – научно-исследовательская лаборатория под началом доктора психологических наук, профессора МГУ Шмелева А.С. Разного рода тесты и вправду затрагивают основные материалы по всему курсу школьного обучения, одновременно выявляя и реальный знания выпускника, и способность логично и стройно выражать свои мысли по предложенной теме, и умение пользоваться понятиями и формулами. К тому же, данная система минимизирует фактор случайности, когда грамотный добросовестный ученик мог вытянуть билет с нелюбимой темой и получить за нее неважную отметку, либо более слабому ученику доставался «счастливый» билет с хорошо известной ему темой и, как следствие, незаслуженно высокая оценка.

Еще одним положительным моментом ЕГЭ признается его форма – экзамен сдается в письменной форме, сводя к минимуму воздействие на конечный балл по нему таких субъективных факторов, как настроение принимающего экзамен, волнения сдающего его, либо личное сокрушительное обаяние абитуриенты и его умение манипулировать преподавателями. Также к ЕГЭ можно заранее подготовиться – в Интернете регулярно выкладываются варианты потенциальных ответов на вопросы тестов, и можно практиковаться в ответах на них хоть ежедневно.

Однако есть не только сторонники, но и противники тотального введения системы ЕГЭ, полагающие, что такой единый унифицированный и автоматизированный тест не предоставляет возможности экзаменаторам в полной мере получить представление о личности абитуриента, его творческом и научном потенциале в выбранном профильном обучении, тогда как все это, несомненно, можно выяснить при устном собеседовании. При этом многолетний британский опыт проведения подобных оценок полученных знаний выпускников, на основе которого, кстати, и выстроена система нашего отечественного ЕГЭ, не в силах полностью разрешить эти противоречия.

Принципиальное отличие нашего (особенно еще советского) образования от западного в подходе: мы готовим, скажем так, творческих профессионалов достаточно широкого профиля, а зарубежные специалисты получают более узко направленное профильное образование. И выпускники МГУ или Бауманки считаются одними из лучших специалистов в своей сфере, обладающими впечатляющей самостоятельностью и широтой мышления, а также креативностью подхода к проблеме.

Кроме того, введение ЕГЭ было связано с множеством небольших организационных затруднений, но постепенно, с каждым годом, ситуация выравнивается и все процессы оптимизируются. Но главный вопрос все же перманентно тревожит заинтересованных в этой теме лиц: можно ли ограничить переход от школьного образования к высшему сдачей единого для всех экзамена?

Единый государственный экзамен сегодня принял характер обязательный, и подготовка к нему становится серьезной проблемой, как для экзаменаторов, так и для учащихся и их родителей. Автор, кандидат психологических наук, Инна Геннадьевна Богачева не просто подробно и скрупулезно анализирует психологическую специфику этого испытания и те затруднения, которые могут появляться у выпускников, но и озвучивает оптимальные методы психологической помощи выпускникам по ходу подготовки к этому важному событию в их жизни. В статьях изложена эффективная программа взаимодействия, как с учениками, так и с их родителями и педагогами и разработаны сценарии семинаров для учителей, занятий для выпускников и родительских собраний.

Ниже мы приведем наиболее часто задаваемые вопросы относительно ЕГЭ и ответы на них проректора БГИ.

  1. Является ли именно ЕГЭ оптимальным и объективным методом оценки знаний выпускников и абитуриентом на сегодняшний день?

На сегодняшний день существует целый ряд нерешенных технических моментов, но из года в год ситуация выправляется.

  1. Требуется ли серьезно реформировать систему вступительных экзаменов в ВУЗы и в какой части?

ВУЗами России накоплен немалый опыт в этой части, сформированы настоящие традиции, и не стоит с ходу от этого всего отказываться. Что касается добавления каких-то важных моментов, то на примере нашего института было бы нелишне ввести психологическое тестирование наших абитуриентов на выявление особо важных для будущего психолога качеств. Почему бы другим ВУЗам не подхватить эту идею? Еще мы добавляем к ЕГЭ сочинение мотивирующего плана, предполагающее развернутое объяснение абитуриента причин выбора именно нашего ВУЗа, конечных целей обучения и профессиональных вершин для свершений!

  1. Служит ли залогом дальнейшего успешного и эффективного обучения в ВУЗе выявление личности абитуриента?

Вне всяких сомнений.

  1. Каково Ваше личное отношение к практике совмещения выпускных и вступительных экзаменов под эгидой ЕГЭ?

Значительная часть мировой системы образования уже не один десяток лет живет по данной схеме, а значит, в ней имеется и целый ряд преимуществ. Самым главным из них, на мой взгляд, является отсутствие психоэмоциаонального стресса у учащегося и элементарное физическое облегчение его перехода из школы в ВУЗ (не нужно сдавать по три раза одни и те же предметы в разные институты). Главную сложность лично я вижу в недостаточности практики оценки знаний ученика без прямого непосредственного общения с ним. Также определенную сложность представляют вступительные испытания в ВУЗы творческого профиля (театральный, художественный, консерватория и т.д.) – тут унифицированным ЕГЭ обойтись не удастся.

  1. Если бы БГИ предложили зачислять абитуриентов не только по итогам ЕГЭ, но и на основе других, специализированных испытаний, как бы ВЫ к этому отнеслись?

Вполне положительно. Ведь ЕГЭ способен продемонстрировать лишь уровень знаний, но не степень культуры или психотип человек. Я бы добавила еще специализированное тестирование на степень соответствия выбранной абитуриентом профессии, а еще лучше, предварила бы им предоставление и анализ результатов ЕГЭ.

Еще одним камнем преткновения в непрекращающихся баталиях вокруг ЕГЭ служит спор о невозможности отождествлять задачи выпускных экзаменов с целями вступительных. Конечно же, между ними много параллелей, но есть и серьезные различия. К тому же итоговая оценка полученных за 11 лет обучения знаний современных школьников явно нуждается в максимальной объективности, и без единого образовательного стандарта тут просто не обойтись. А субъективный подход в этом важном вопросе способен сильно помешать корректно проанализировать навыки и знания учащихся.

ВУЗы имеют иную цель сдачи вступительных экзаменов:

  • установить наличие или отсутствие соответствия самой личности абитуриента выбранной им профессии и специальности;
  • определить его потенциал, а, следовательно, и научные либо профессиональные перспективы;
  • проанализировать степень его желания учиться именно здесь и понимание им основ и особенностей своей будущей профессии.

А в результатах ЕГЭ, увы, нигде не обнаружить ни способностью к принятию нестандартных, но эффективных решений, ни креативный склад ума, ни привычку самостоятельно и логично мыслить, тогда как, именно эти качества могут предопределить будущего талантливого специалиста в своей области.

Одним словом, ЕГЭ почти полностью устраивает школу, но требует доработки и дополнения, с точки зрения ВУЗов. Некоторые ВУЗы вообще предпочли бы обойтись без унифицированных единых стандартов вступительных экзаменов. В частности, ректор МГУ Садовничий В.А. выпустил под своей редакцией целый сборник статей, озаглавленный «Образование, которые мы можем потерять», где очень красноречиво аргументирована позиция противников использования ЕГЭ для высшей школы.

  1. Задачи и концепции психологической подготовки учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ

Введение в профессиональный оборот понятия психологической готовности к ЕГЭ и его содержательный анализ позволяет утверждать, что одному только психологу не по силам сформировать такую готовность. Здесь требуется комплексный подход. Для начала следует определить главную цель психологической поддержки как некую неотложную помощь, фундамент которой должен зиждиться на уже воспитанных и сформированных функциях и навыках.

Что касается более частных целей психологической подготовки к ЕГЭ, то вот основные из них:

  • Развернутое ознакомление со всей процедурой проведения ЕГЭ;
  • Помощь в формировании действенной и четкой стратегии поведения на самом ЕГЭ;
  • Формирование максимально адекватного и четкого мнения о задачах, достоинствах и сложностях ЕГЭ.

Психологу требуется выставить перед собой задачи, актуальные именно для данной конкретной школы, для чего можно воспользоваться двумя стратегиями:

  • Ресурсно-ориентированной, направленной на нахождение сильных сторон выпускников и способов их задействования для подготовки и сдачи ЕГЭ;
  • Технологически-ориентированное, нацеленной на овладение некими технологиями и последовательностями действий для достижения успеха на ЕГЭ.
  1. Модель психологической поддержки выпускников в ходе подготовки к сдаче ЕГЭ.

Прежде всего, следует отметить, что залогом эффективной и успешной психологической подготовки к ЕГЭ может стать системный труд психолога по своевременному выявлению возникающих трудностей и их проработке. Также целью психологической поддержки школьника в процессе обучения можно признать обеспечение его нормального развития (по возрасту), изучение элементарных способов психологической гигиены и саморегуляции и привитие психологической культуры.

Задачами же психологического сопровождения учащихся являются:

  • Помощь в решении текущих проблем обучения, общения, развития, социализации;
  • Предупреждение возникновения такого рода проблем;
  • Формирование психологической компетентности самих выпускников, их близких, педагогов, включая и создание персональных программ обучения;
  • Охрана физиологического и психологического здоровья учащихся, в том числе и профилактика неврозов.

Направления работ по психологической поддержке (сопровождению):

  • Профилактика возникновения проблем и психологических нарушений;
  • Групповая и персональная диагностика психологических отклонений;
  • Психологическое образование и просвещение;
  • Развивающая персональная и групповая коррекционная работа;
  • Экспертный анализ учебных программ, пособий, среды обучения и каких-то образовательных проектов.

Достоинства ЕГЭ раскрываются в наиболее полной степени лишь при учете важных психологических нюансов, характерных с самым разным типом тестирования людей любого возраста и статуса. Так, например, ученые установили, что успешное прохождение тестов демонстрирует способность индивидуума концентрировать свое внимание и эффективно задействовать свою память в условиях серьезного ограничения времени, а также высокую степень стрессоустойчивости. Значит, следует обеспечить максимально полное и внимательное психологическое сопровождение выпускников еще на стадии подготовки к сдаче ЕГЭ, направленное преимущественно на привитие психотехнических навыков самоконтроля и саморегуляции. Причем начинать этот нелегкий труд следует задолго до даты экзаменов, постепенно отрабатывая отдельные детали при его сдаче. Сформированные психотехнические навыки пригодятся учащимся не только при сдаче ЕГЭ, но и в других напряженных жизненных ситуациях в разные периоды его жизни.

  1. Запись на курсы подготовки к сдаче ЕГЭ по телефонам: 647 63 14, 985 64 44.